История мотоцикла УРАЛ (ИМЗ)





Урал - Русский мотоцикл!
Содержание

BMW R71    История мотоциклов марки ИМЗ (Урал) началась в 1940 году. За основу был взят мотоцикл "БМВ R71" который было предписано тщательно скопировать. Для этих целей было закуплено 5 мотоциклов, для сохранения тайны, в Швеции - и воспроизвести. За изготовление мотоцикла, получившего индекс М-72, взялись в 1941 году сразу три завода - в Москве, Ленинграде и Харькове. На заводе собрали для российской армии мотоцикл "Урал", на который установили противотанковый ракетный комплекс "Конкурс-М". Но начавшаяся война заставила эвакуировать оборудование этих заводов далеко на восток, в уральский город Ирбит, где в короткие сроки было развернуто производство этих мотоциклов. Но все же потребности Красной Армии в мототехнике в годы Великой Отечественной войны удовлетворялось главным образом за счет лендлизовских поставок из США и Великобритании. В частности, мотоцикл Харлей-Девидсон WLA экспортировался США аж до 1945 года.

    Однако после начала Великой отечественной  работы по развертыванию производства мотоцикла М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г.
    Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на территория бывшего пивоваренного завода.
Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы.


M-72

M 72    В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. Подробнее...
    После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо четырех-пяти тысяч выпускать в год 20 тысяч мотоциклов. Развитие завода приняло резкие темпы, что уже в 1950 году ИМЗ выпустил 30-тысячный мотоцикл, это стало большим событием . Еще через года перед ИМЗ была поставлена задача достичь выпуска 30 тысяч мотоциклов в год.
    С 1953 года началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы; подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь «Уралы» покупают обычные люди: юристы, врачи, инженеры и т.д., так как они, по оценке немецкой компании «Иван байке», дешевле «Харлей-Дэвидсонов» и позволяют сильнее выделиться, чем последние.
    С 1954 года начал поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в розничную торговлю.

Наверх


M-52

M-52    Все дальше развивалась конструкция мотоцикла. В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52. Главное отличие М-52 - мотоцикл этот предназначался только для эксплуатации без коляски. К тому же по характеристикам двигателя это была чисто шоссейная машина. Неудивительно, что она пришлась по вкусу очень немногим, а попытки использовать ее с коляской и на пересеченной местности успехом не увенчались. Тем не менее, свою роль мотоцикл сыграл: разработанные для него головки цилиндров и коленчатый вал с уменьшенными ходами поршней в сочетании с прочими деталями мотора М-72 породили верхнеклапанную серию 650-кубовых двигателей, которые выпускаются и сегодня. Новый двигатель рабочим объемом 649 см3 и мощностью 26 л.с. устанавливался в ходовую часть М-72.

Наверх


M-61, M-63, M-66

    Мотоцикл с индексом М-61, малыми партиями собиравшийся с 1957 года, целиком заполнил сборочное производство в 1960 году и строился до 1963 года. Он стал первым, получившим наименование «Урал». С 1961 года параллельно собиралась модель М-62 с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания. Мощность мотора увеличилась до 28 л.с. Модернизированная коробка передач - с зубчатыми муфтами включения вместо кулачковых - была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ). Кроме того, были увеличены хода подвесок и изменена форма кожухов передней вилки.
    В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием «Белка»: двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход «Огонек».
    С 1965 по 1971 годы были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, «Кросс-650», и «Стрела», находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, день, когда с заводского конвейера сошел 2000000 мотоцикл.

M-61  M-63  M-66

    Следующим мотоциклом в ряду серийных ирбитских моделей стал М-63, появившийся в 1963 году и полностью сменивший предыдущую машину с 1965 года, которому было присвоено наименование «Урал-2». Для этого мотоцикла была разработана новая рама с маятниковой задней подвеской, получившей гидравлические амортизаторы. Изменилась и форма бензобака, одновременно увеличилась его емкость. Новую форму получила также система выпуска отработавших газов. Эта машина оказалась долгожителем, выпускавшимся до 1980 года.
    Появившийся в 1971 году мотоцикл М-66 «Урал-3» был сыном дальнейших эволюционных изменений конструкции ирбитских мотоциклов. Внешне машина практически не изменилась, разве что бросались в глаза указатели поворотов. Мощность мотора повысилась до 32 л.с, впервые в систему смазки двигателя был введен полнопоточный масляный фильтр со сменным элементом. Эта машина строилась до 1975 года, но на базе ее мотора к 1973 году была готова значительно переработанная ходовая часть с объединенным сиденьем водителя и пассажира. Дебютант получил наименование «Урал» М-67. Из других новшеств этой машины следует отметить 12-вольтовое электрооборудование и двухкулачковый передний тормоз. В 1976 году на смену пришла еще более современная версия - «Урал» М 67-36, получившая 36-сильный двигатель неизменного рабочего объема - 650 см3.


    Все мотоциклы Ирбитского завода предназначались исключительно для эксплуатации с боковой коляской. Исключением были специальные мотоциклы, строившиеся для эскортной и дорожно-патрульнои службы. В 1967 году была изготовлена небольшая партия мотоциклов М-100, с 1040-кубовым двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 50 л.с, направленная на испытания в московское ОРУД-ГАИ. В серию машина не пошла, но на базе серийного мотора был подготовлен аналогичный патрульный мотоцикл-одиночка М-63П, выпущенный в конце 60-х - начале 70-х годов совместно с ВНИИ мотопромом небольшой партией - чуть более 300 штук.

M-100   M-63П

    Не следует думать, что на Ирбитском заводе не велось никаких экспериментальных разработок. Наоборот, опытных мотоциклов было очень много, и перечислить их все нет никакой возможности. Чего стоит хотя бы М-65 - мотоцикл, получивший сдвоенную фару, широкопрофильные шины, новую коляску и гидравлический привод тормозов. Но завод финансировался по остаточному принципу, и «наверху» не видели смысла вкладывать средства в кардинальное обновление мотоциклов: за ними и так стояли в очереди. Показательна в этом смысле судьба опытной модели М-73. На ее разработку было получено техзадание «сверху». В конструкции машины воплотились более десятка изобретений, на которые были получены авторские свидетельства. Алюминиевые цилиндры, подвеска мотора на сайлент-блоках, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электростартер, трансмиссионный стояночный тормоз - вот далеко не полный перечень новшеств, примененных на этом мотоцикле. Машина прошла цикл жестких испытаний и была рекомендована в серию, но до производства дело не дошло: унификация с серийном моделью оказалась минимальной, а переналадку производства посчитали дорогой и ненужной.

M-65   M-73

    Для испытания мотоциклов в дорожных условиях и различных климатических зонах организовывались пробеги и экспедиции.
    Торговая марка «Урал» известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы экспортировались в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и других стран. Ирбитский мотозавод - единственное предприятие в России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в Соединенные Штаты Америки. Тысячи штук мотоциклов «Урал» по заказу министерств обороны поставляются в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

Наверх


Урал ИМЗ-8.103

Урал ИМЗ-8.103    80-е годы ничего особого к конструкции ирбитских машин не прибавили, разве что в 1986 году на модели «Урал» ИМЗ-8.103-10 появилась коробка передач с задним ходом. Так завод и вошел в 90-е, когда спрос на мототехнику резко упал. Стремясь спасти положение, предприятие срочно вывело на рынок в 1991 году модель ИМЗ-8.103-40 «Турист», которая отличалась массивной длиннорычажной передней вилкой, электронной системой зажигания, взаимозаменяемыми амортизаторами всех колес.

Наверх


В 90-е годы основная ставка была сделана на мотоциклы-одиночки, которые наконец-то разрешено было выпускать и продавать всем желающим. Первой такой моделью стал в 1992 году «Урал-Соло», затем последовали «Вояж» и «Соло-Классик». Но при определенном спросе эти мотоциклы не выдерживали никакой конкуренции с хлынувшим в Россию двухколесным секонд-хэндом.

Урал "СОЛО"

Урал СОЛО    ИМЗ-8.1233 Урал "Соло" - мотоцикл с демократичной ценой, обладающий, при этом, всеми аттрибутами надежного дорожного мотоцикла. Соло обладает мощным двигателем и тяжелым весом, но при этом управление мотоцикла не пострадало. Мощный и тяжелый, он тем не менее отлично управляется, а габариты позволяют успешно передвигаться между рядами машин. Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного «Урала».


Технические харрактеристики Урал "СОЛО"



Урал "ВОЯЖ"

Урал ВОЯЖ    В начале 1998 года произошла смена основного акционера, завод стал собственностью корпорации «Биопроцесс-НИПЕК». Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки «Урал» - мотоцикл «Вояж», появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных высказываний.
    В настоящее время мотоцикл Урал Вояж практически полностью снят с производства. Самые последние модели имели следующие габариты: 2530*850*1200 (длина, ширина, высота соответственно). Топливный бак модели Урал Вояж был рассчитан, как правило, на 23 л расходования топлива. Такие мотоциклы, как Урал Вояж, развивали максимальную скорость в 120 км/ч. Двигатель этого мотоцикла — 650 куб. см., оснащен двумя цилиндрами. Запуск осуществляется с использованием кикстартера и электростартера. Система зажигания в данных моделях — бесконтактная и электронная. Как отмечают специалисты, мотоцикл Урал «Вояж» представляет один из двух чоперов в модельном ряду мотоциклов класса Урал. Габариты мотоцикла Урал Вояж следующие: 2530*850*1200 (длина, ширина и высота соответственно). Двигатель данного транспортного средства – около 650 куб.

Наверх


Урал "СОЛО-Классик"

Урал СОЛО-Классик    Предпоследней, в октябре 1998 года появилась на свет стайлинговая модель мотоцикла «Соло Классик», выполненная в стиле мототехники 50-60 годов. Но в отличие от мотоциклов той поры, «Соло Классик» оснащен суперсовременным  оппозитным двигателем рабочим объемом 650 куб.см, 4-ступенчатой коробкой передач, новым двухдисковым передним тормозом с гидравлическим приводом. На заднем маятнике установлены подшипники, обеспечивающие достаточную жесткость. Стильность новой модели подчеркнута обилием хромированных деталей: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности.
    Старый добрый вариант тяжелого мотоцикла с коляской. Достаточный уровень комфорта для передвижения не только по городу, но и за его чертой. Вы можете провести незабываемые выходные вместе с семьей: съездить на далекое озеро, прокатиться на дачу. Ваш ребенок удобно расположится в коляске, а вместительный багажник позволит взять с собой все необходимое для шашлыка.


Наверх


ИМЗ-8.1037 УРАЛ "Турист", "Patrol", "GEAR-UP"

ИМЗ-8.1037 Урал Турист  ИМЗ-8.1037 Урал PATROL  ИМЗ-8.1037 Урал GEAR-UP

    Последней серьезной новинкой из Ирбита стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.1037. Мотоцикл Урал Турист оборудован коляской и сделан специально для интенсивного использования на дорогах с неудовлетворительным покрытием, и при этом прекрасно себя чувствует и ровной шоссейной дороге. Опции: резина повышенной проходимости, большой непромокаемый чехол, новый off-road комплект и др. В комплектацию входит дополнительное оборудование: Крашеный багажник на колесо коляски, грязезащитные щитки водителя, рукоятки пассажира, стояночный тормоз

Наверх


Урал-Волк (Wolf)
Урал ВОЛК

    В конструкции нового мотоцикла «Волк» воплотились все те технические решения, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущих моделях: двигатель 750 куб. см, дисковые тормоза на оба колеса, увеличен угол наклона передней вилки, традиционные шариковые подшипники в рулевой колонке заменены на конические, установлены генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Дополнительные подножки для ног водителя в передней части рамы позволяют выбирать наиболее удобную посадку в зависимости от режима движения, к тому же на ней расположены дополнительные рычаги тормоза и переключения передач. Технические характеристики.

Наверх


УРАЛ "Красный октябрь", "Вьюга"

Урал Красный Октябрь  Урал Вьюга

    Модель Красный Октябрь (Red October) была выпущена в ИМЗ специально для экспорта в лимитированном количестве. Ретро-сайдкар с нанесенной Советской символикой, выполненный в темно-красном цвете, приурочен к годовщине Октябрьской революции в СССР, и, одновременно, к 20-летнему юбилею с момента показа на экранах фильма "Охота за Красным октябрем" (The Hunt for Red October).
    Урал Red October отличается от стандартного варианта 18-дюймовыми спицевыми колесами черного цвета вместо 19-дюймовых. Мотоцикл станет ниже и будет лучше управляться.
    Нанесенный на мотоцикл логотип в виде Серпа и Молота не оставит равнодушным никого, кто помнит историю нашей страны.
    Как ни крути, нашим Уралам , благодаря неисправимому консерватизму ИМЗ, получилось стать оригинальной (для Европы или США) маркой ретро-техники, которая, выходя "нулевой" с конвейера сразу же становится там достопримечательностью.

    Зимой 2008 года на европейском рынке стартовали продажи Limited Edition версии Урала - Вьюга (Wjuga).
    Мотоцикл может похвастаться высоким стеклом для защиты от ледяных ветров, наколенниками и подогретыми рукоятками руля даже в самые лютые морозы.
    Для защиты водительского сидения предусмотрен кожаный чехол, но места для пассажира позади подителя не наблюдается - вместо него там находится емкость для багажа.
    Мотоциклы Урал Вьюга (Ural Wjuga) специально адаптированы для тяжелых зимних условий.

Технические характеристики.

Наверх


На главную!

by © 2011 Alex_CAT
Томск