История мотоцикла ЗиД "ВОСХОД"





Завод имени Дектярева
Содержание

    История Завода имени В.А.Дегтярева (ЗиД) началась еще в начале прошлого века, когда в 1916-м году было принято решение о строительстве Ковровского пулеметного завода. Новый виток в развитии завода напрямую связан с выдающимися конструкторами В.Федоровым и В.Дегтяревым, которые в 1918-м году были направлены на Ковровский завод с целью предотвратить его закрытие и возродить производство. Все последующие годы предприятие занималось выпуском автоматического стрелкового оружия, которое в годы Отечественной войны стало поступать на фронт. После окончания войны производство оружия не прекратилось, но одновременно завод получил задание начать выпуск гражданской продукции, в том числе - дорожных мотоциклов.

K-125

К-125К-125M    В 1946-м году Ковровский завод выпускает мотоцикл К-125 с одноцилиндровым двухтактным мотором мощностью 4,25 л.с., гидравлическими амортизаторами передней вилки и трехступенчатой коробкой передач в одном блоке с двигателем. Опыта мотоциклетостроения у конструкторов не было, и за основу для первого мотоцикла была взята немецкая модель DKW-RТ125. В 1949-м году ежемесячные объемы производства мотоцикла К-125 достигли 5 тысяч штук, а само предприятие стало называться Заводом имени В.А.Дегтярева.
    С 1952 года в серию пошла модель К-125М, отличавшаяся телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами. А впервые такая вилка появилась на спортивной модели К-125-С2 в 1950 году. Там же впервые была опробована мягкая подвеска заднего колеса, а мощность форсированого спортивного мотора достигала 9 л.с.
    Мощность двигателя следующей модели К-55 была увеличена до 4,75 л.с., к тому же модель получила маятниковую подвеску заднего колеса. На мотоцикл К-58, пришедший на смену К-55, установили двигатель мощностью 5 л.с. и усовершенствованный бензобак. Этот мотоцикл стал последним из моделей, разрабатываемых на базе DKW-RТ125.


K-175

Кавровец К-175    В 1954-м году на Заводе имени В.А.Дегтярева было создано специальное конструкторское бюро мотоциклетостроения, которому была поручена разработка новых моделей. В 1957-м производство К-125 было завершено, и с конвейера сошел новый мотоцикл "Ковровец К-175", ставший базовой моделью для целой линейки мотоциклов - модификаций К-175 и мотоцикла "Восход". На 175-кубовом мотоцикле установили трехступенчатую коробку передач, двухместное сиденье подушечного типа и 16-дюймовые колеса. Мотоцикл К-175 называли "Ковровской "Явой" из-за его сходства с Jawa-250, причем сходство было не только во внешнем виде - разработки чешских конструкторов были позаимствованы и для внутреннего устройства мотоцикла К-175. Согласно официальной версии, выпуск К-175 был прекращен из-за сложностей изготовления каплевидного бензобака и фары. Модель сменил мотоцикл К-175А с четырехступенчатой коробкой передач и зажиганием от генератора переменного тока, затем была выпущена модель К-175Б с новым карбюратором и мотоцикл К-175В с двигателем мощностью 9,5 л.с. Мотоцикл К-175 и его модификации комплектовались полуавтоматом выжима сцепления, который в последующих моделях не использовался.

Наверх

Восход (1965 - ... г.)

Восход    Мотоциклы "Восход" стали производиться на заводе в 1965-м году - это была модель с 175-кубовым двигателем мощностью 10 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. Отличительной особенностью двигателя "Восход" стала двухканальная петлевая продувка. Мотоцикл "Восход" оснастили не только более мощным и совершенным двигателем, но и багажником, ветровым стеклом и щитками. Этот мотоцикл, разгонявшийся до 90 км/час, пользовался большой популярностью, в том числе из-за своей доступной цены и высокой ремонтопригодности - починить "Восход" не составляло никакого труда. Мотоцикл был очень экономичным и долговечным, хотя любители навороченных мотоциклов нередко обвиняли первые модели в "серости" и неприметности. Если для показательной езды мотоциклы "Восход" не очень подходили, то для регулярного использования, и особенно для обучения навыкам езды, они считались одними из самых надежных и неприхотливых мотоциклов того времени.

Наверх

Восход-2(... - 1977г.)

Восход-2    Следующей моделью стал "Восход-2", от своего предшественника отличавшийся техническими решениями, направленными на повышение эксплуатационных качеств, надежности и внешнего вида. который был в 1976-м году модернизирован и получил: задний фонарь, новый универсальный глушитель, круглые фонари указателей поворота и главное - электронную бесконтактную систему зажигания. "Восход-2" был чуть тяжелее своего предшественника, мощность двигателя увеличилась незначительно - на 0.5 л.с., но скорость он уже развивал 95 км/ч.
    Спустя год появился мотоцикл "Восход-2М" с двигателем мощностью 14 л.с., электронной бесконтактной системой зажигания и передней вилкой измененной конструкции. Мотоцикл работал как на бензине А-76, так и на высокооктановом 93-м бензине. "Восход-2М" прибавил в весе (121 кг), но стал разгоняться до 105 км/ч.

Наверх

Восход-3 (1980г.)

Восход-3    Новый "Восход-3" продолжил традиции мотоциклов этой линейки, получив топливный бак большего объема, новые задние амортизаторы, 7-вольтовый модернизированный генератор и тормозные барабаны увеличенного диаметра. На мотоцикл установили новые колеса с износостойкими покрышками, короткоходовую ручку газа и легкий передний щиток. Максимальная скорость осталась прежней, а вес "Восхода-3" увеличился на 4 кг.
    На новую модификацию мотоцикла - модель "Восход-ЗМ" - установили 12-вольтовое электрооборудование, фару с рассеивателем, аварийный выключатель зажигания на руле, приборную панель над фарой и профилированный передний щиток. Из новшеств мотоцикла "Восход-3М" можно выделить также противоугонное устройство, кикстартер с откидной педалью, водительские откидные подножки и два зеркала заднего вида. Этот мотоцикл весил 122 кг, разгонялся до 105 км/ч и считался одним из лучших в линейке мотоциклов "Восход" по качеству исполнения и надежности. В 1985-м году завод выпустил модификацию этого мотоцикла - спортивно-туристическую модель "Восход 3М-Турист". Максимальная скорость, мощность двигателя и вес остались прежними, а из нововведений у мотоцикла появились стальные дуги безопасности, сумки из кожзаменителя, багажники (два боковых и один задний) и спортивный руль с перемычкой. С начала 90-х годов началось серийное производство мотоцикла "Восход-ЗМ-01" с двигателем мощностью 14 л.с., четырехступенчатой коробкой передач и широким рулем с перемычкой.

Наверх

    Следует отметить, что интересы заводчан не ограничивались только серийными мотоциклами. Практически сразу же с начала производства на предприятии небольшими сериями строились спортивные мотоциклы различного назначения, успешно выступавшие в многочисленных соревнованиях. Вспомним хотя бы мотоциклы К-55С1М (6 л.с.) для многодневных кроссовых соревнований или К-55С2 (7 л.с.) для шоссейно-кольцевых гонок. Различные варианты кроссовых машин делались и на базе серийных К-58 и «Ковровца», а в 1964 году был создан кроссовый мотоцикл "Ковровец-250СК" с 250-кубовым двигателем. На базе мотоциклов «Восход» долгие годы строились мотоциклы для мотобола, а в 1987 году был создан 250-кубовый мотоцикл для соревнований по триалу. В том же 1987 году завод впервые в нашей стране приступил к изготовлению специального мотоциклетного прицепа «Енот». Следует упомянуть и внедорожную технику - четырехколесный мотоцикл «ЗДК 175 4ШП» и трехколесный мотоцикл повышенной проходимости «Фермер» с системой принудительного воздушного охлаждения двигателя.

СОВА (1993г.)

ЗиД СОВА-175ЗиД СОВА-200    Новые модификации мотоцикла "Восход" получили название «Сова». Это мотоциклы типа эндуро со спортивным рулем и щитком на фаре, которые оснащались двумя вариантами двигателей - 175-кубовым (ЗДК-4.103 «Сова») и 197-кубовым (ЗДК-5.103 «Сова-200»). В первом случае мощность двигателя составляла 14 л.с., а во втором - 15 л.с., а скорость мотоциклы "Сова" развивали 105 км/час и 120 км/час соответственно.

Наверх

ЗиД-200

ЗиД-200 Фермер В линейке завода есть еще одна интересная модель - дорожный мотоцикл "ЗиД-200 Курьер" (ЗДК-5.104) с одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 15 л.с. Отличие мотоцикла "ЗиД-200" от мотоцикла "Сова" заключается в наличии у "ЗиД"-а моноподвески заднего колеса и дискового тормоза переднего колеса. Для езды по бездорожью завод разработал трехколесный мотоцикл "ЗиД Фермер" с 200-кубовым одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 13 л.с. В сотрудничестве с английским предпринимателем Н.Мэйсоном был разработан другой внедорожный мотоцикл - двухколесная модель "ЗДК-200 2ШП". На "ЗДК-200" установили переднюю вилку с мотоцикла "Фермер", заднюю подвеску новой конструкции и тяжелые колеса от квадроцикла. Внедорожный мотоцикл "ЗДК-200" испытывали и в Прикаспийских песках, и на зимней дороге, после чего Мэйсон увез несколько моделей в Англию и договорился о дальнейших поставках. С этим мотоциклом связана отдельная история, которая закончилась тем, что завод перестал поставлять предприимчивому англичанину "ЗДК-200 2ШП", но при этом лишился заказа на выпуск этой модели.

Наверх

ЗиД-50

ЗиД Пилот    В новом тысячелетии Открытое Акционерное Общество "Завод имени В.А. Дегтярева" продолжает оставаться одним из крупных машиностроительных предприятий и производит широкую гамму мототехники - от мокиков до мотовездеходов. На рубеже 1999-2000 гг. большой популярностью пользовался мокик "ЗиД-50 Пилот", который вошел в реестр "100 лучших товаров России". Мокик "ЗиД-50 Пилот" - это дорожная модель спортивного типа с 50-кубовым четырехтактным верхнеклапанным двигателем мощностью 2.72 л.с., развивающая скорость 50 км/час.

ЗиД Актив ЗиД Птаха ЗиД 2.404

    В линейке малокубатурной мототехники представлен также мокик "ЗиД-50-01 Актив" с аналогичными характеристиками, мини-мокик "ЗиД-Птаха" с двигателем мощностью 1,5 л.с. и грузовой мокик "ЗиД-50 ЗДК 2.404" с двухтактным мотором мощностью 3,5 л.с.

ЗиД Тарпан ЗиД Бархан ЗиД Робинзон

    С конвейера завода сегодня сходит мототехника для езды по бездорожью - мотовездеходы "Робинзон" и транспортные средства повышенной проходимости "Тарпан" и "Бархан". Все новые модели мототехники оснащены двигателем LIFAN.

Наверх

    Ковровский «Завод имени В.А. Дегтярева», в прошлом известный своими мотоциклами, четвертый год под маркой «ЗиД-Lifan» собирает скутеры китайской компании Lifan. Продукция ЗиДа на российском рынке является едва ли не самой доступной. К сезону 2008 года компания расширила и почти полностью обновила модельный ряд.
    Более чем 50-летняя история мотоциклов Завода имени В.А. Дегтярева давно вошла в анналы отечественной мотоиндустрии. Последняя страница этой истории еще не написана, и тем интереснее следить за новыми разработками завода, для которого с уходом "Восхода" не наступил закат.

По материалам взятым из сети.



На главную!

by © 2011 Alex_CAT
Томск